Народные промыслы и ремесла
Тамбовского края
Многогранную культуру Тамбовского края наряду с другими
видами творческой деятельности составляют уходящие своими корнями в глубокую
древность кустарные промыслы. Ими крестьяне занимались уже в конце XVII в., когда
сельское хозяйство не давало возможности прожить в достатке. В свободное от
основной работы время после окончания сельскохозяйственной страды они
изготавливали бытовой и транспортный инвентарь, делали колеса, дуги, сани,
телеги, плели рогожи, веревки, лапти. Оживлению кустарных промыслов
способствовало развитие торговли. Изделия кустарей стали заполнять
многочисленные ярмарки и базары в городах и селах того времени. На протяжении
XVIII–XIX вв. кустарные промыслы оставались значительным подспорьем для крестьянства
и городской бедноты. Наибольшее распространение в Тамбовской губернии имели
вышивка, кружевоплетение, гончарство, деревообработка, ткачество, лозоплетение.
Тамбовская вышивка
Один из самых распространенных видов народного
искусства, имеющий многовековую историю – это вышивка. В XIV–XVII вв. она
получает большое распространение не только в украшении одежды, но и предметов
обихода.
В течение длительного времени русские женщины
выработали своеобразные приемы вышивки, характерные для определенной местности,
которые, обогащая и развивая, они передавали от поколения к поколению.
Искусство вышивки требовало не только терпения, усидчивости и трудолюбия, но и
богатой фантазии в сюжетах, орнаментике и технике выполнения работы.
Тамбовская вышивка получила известность далеко за
пределами губернии. Сохранившиеся в различных музеях страны изделия тамбовских
мастериц свидетельствуют о ее необычайном своеобразии и неповторимости. Для
тамбовской вышивки характерна яркая локальная гамма тонов, сочная палитра в
изображении художественного образа. Наиболее характерным элементом узора
является мотив креста, который представлен в виде прямого равноконечного,
иногда с ромбичными концами, или же косого в различных вариантах. Тамбовские
мастерицы использовали вышивку для украшения одежды и в то же время как
своеобразный символ, связанный с магией плодородия не только земли, но и
женщины.
Одним из центров художественной вышивки, славившейся
не только в России, но и за границей, являлся г. Кадом Тамбовской губернии. В
настоящее время этот центр относится к Кадомскому району Рязанской области, но
влияние его на всю тамбовскую вышивку очень велико. Кадом был расположен в
северной части Тамбовской губернии на берегу р. Мокши.
Тамбовское кружево
Уже в начале ХХ в. в губернии работало несколько
кустарных мастерских. Наиболее известны в губернии были Темниковская мастерская
Темниковского уезда и Кадомская школа кружевниц. Школы являлись, прежде всего,
мастерскими, в которых под наблюдением инструкторов занимались обучением
кружевоплетению и изготовлением изделий. Очень часто кружевницы копировали
образцы, привезенные с Запада, но постепенно стали вводить новые элементы,
смело заменяя композиции. В петровскую эпоху золотое кружево уступило место
льняному, а затем и шелковому. Дворяне и купцы носили кружева из тонкой льняной
или шелковой нити, а крестьяне – из пряжи собственного производства. Положительным
в деятельности школ и учебных мастерских было то, что они не только обучали
женщин ремеслу, но и способствовали распространению данного вида рукоделия в
уездах. Помогали распространению кружевоплетения и кустарные склады, где
раздавали заказы, продавали изделия и производили оплату за работу.
Необходимо отметить, что местные особенности кружев
играли важную роль в развитии одного из самых массовых видов
декоративно-прикладного искусства в формировании художественного вкуса
кружевниц и потребителей. Несмотря на многообразие узоров русского кружева,
большинство из них повторялись в различных губерниях, хотя и приобретали
вариантность, характерную для данной местности.
В связи с тем, что в школах-мастерских использовались
образцы кружев, происходило стирание различий местных особенностей в угоду
вкусам заказчиков или моды. Работницы мастерских могли выполнить любые узоры и
применяли различную технику кружевоплетения, сообразуясь с запросами рынка, и
часто утрачивали индивидуальность, неповторимость и местный характер кружев.
Наибольшее
влияние на тамбовское кружево оказывали изделия Рязанской губернии и особенно
михайловские и скопинские кружевные изделия, выплетенные в г. Михайлове и его
окрестностях, которые использовались для украшения женских костюмов. Численное
кружево михайловских мастериц отличалось своеобразием рисунков и красочностью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий